RU
EN
Веб и соцсети

Статья: Информация в интернете. Верю не верю

Статья: Информация в интернете. Верю не верю

Конец 2016 года прошел под флагом фейковых новостей, да и в 2017 ситуация не сильно улучшилась. Все чаще звучит мнение о том, что фейковые новости становятся очень распространенным и довольно эффективным оружием в информационной борьбе, ведь скорость распространения информации в интернете сейчас невероятно высока и контролировать ее можно только с серьезной задержкой.

Кроме фейковых новостей интернет полон и других сомнительных данных: агрессивной рекламы и непроверенных фактов.

В ноябре 2016 года было опубликовано исследование психологов Стэнфордского университета, изучавших восприятие информации из интернета молодыми людьми в разных возрастных группах. Одна из самых заметных цифр – 80% старшеклассников не различают тексты обычных новостей и тексты коммерческой рекламы, если последние размещены среди новостных материалов, даже при наличии пометки «контент от спонсора».

Надеемся, конечно, что такая невнимательность – это не про тебя, но попробуем все-таки разобраться в том, как правильно вести себя с информацией в сети, которой с каждым днем становится все больше и больше.

Поддельные новости

Раз уж мы с них начали, о них и поговорим. Поддельные новости все чаще называют «информационным ядом». Как яд разрушительно влияет на целостность и правильность функционирования живого организма, так и фейковые новости могут серьезно повредить восприятие реальности поверившего в них человека. Это не кажется фатальным, пока результатом искаженного восприятия реальности целой группой лиц не становятся конкретные действия. О потенциальном эффекте, который может иметь информация, люди знали десятилетия и даже века назад. Дезинформация и пропаганда активно использовались, к примеру, в годы Второй мировой войны. Но еще никогда у создателей поддельных новостей не было возможности так быстро охватить такое большое количество умов.

Чтобы фейковые новости не вводили тебя в заблуждение, лучше всего выбрать несколько доверенных источников для проверки всех прочих каналов получения информации. Доверенные источники – это обычно крупные СМИ, притом желательно международные, не замеченные в публикации непроверенных данных. Несколько их должно быть потому, что даже у лучших СМИ могут быть «осечки»: профессиональным журналистам возрастающая скорость распространения информации не всегда играет на руку, у них недостаточно времени проверить факты, не рискуя при этом опубликовать горячий материал сильно позже конкурентов.

Даже читая проверенные источники, не стоит верить одним лишь заголовкам: заголовок новости может не вполне соответствовать содержанию, вырывая из контекста отдельные фразы или приукрашивая их. СМИ в погоне за посещаемостью своих ресурсов стремятся сделать заголовки более красочными и привлекательными, сама же новость может быть куда более будничной.

Незаметная реклама

Рекламные посты часто всплывают в лентах сообществ, на которые ты подписан. Чаще всего в них есть пометка «контент от спонсора», а ссылка ведет на сайт, распространяющий предложенный товар. И хотя такая реклама не вполне может считаться целевой, ведь она не учитывает именно твои интересы, тем не менее у ее создателей есть приблизительное представление о том, какая публика читает конкретное сообщество и что этим людям может быть интересно.

Поэтому такие посты, особенно если вспомнить, что многие не воспринимают их как рекламу, вполне могут показаться тебе более заманчивыми, чем та же реклама по телевизору.

Совсем уж отдельный разговор о таргетированной рекламе, которая учитывает историю твоих поисковых запросов и посещений веб-страниц. Такая реклама предложит тебе именно то, что ты хочешь, и именно тогда, когда ты особенно горишь желанием.

Здесь может быть только один совет: любая покупка должна быть взвешена. Постарайся не поддаваться импульсу, обдумай хорошенько, зачем тебе тот или иной товар, как долго и для чего ты будешь его использовать? Особенно осторожно относись к подозрительно-дешевым предложениям популярных товаров: новый iPhone со скидкой 90% это не большая удача, а мошеннический трюк, призванный украсть у наивных пользователей 10% стоимости нового iPhone.

Непроверенные факты

В сети фильтровать надо не только рекламные тексты и политические сенсации. Интернет — безграничный источник различных данных. Любой пользователь может добавить в эту копилку знаний как объективных фактов, так и своих собственных наблюдений, или умозаключений, а иногда и откровенной дезинформации.

Простой пример: большинство пользователей серьезно доверяют «Википедии» и обращаются к ней, когда требуется справочный материал. Считается, что объективность данных на этом ресурсе обеспечивается большим количеством цензоров. Однако случалось ли тебе заходить на странички с пометкой «Содержание страницы отличается от проверенной опытными участниками сообщества»? Наверняка случалось, такие странички то и дело попадаются. Это значит, что в текст страницы внесены изменения, которые еще никто не перепроверил (но заметим, что, возможно, эти данные видели уже тысячи людей).

Один из учителей информатики в России провел эксперимент со своими учениками. Он предложил им внести изменения на страницу с информацией об их городе. Изменения были шутливыми, содержали ненастоящие данные. Страница оставалась в измененном виде несколько суток, прежде чем ее наконец вернули к изначальному состоянию.

Или другой пример: одному моему другу однажды рассказали, что в Израиле есть праздник одного из национальных блюд, который является государственным выходным днем. Когда друг не поверил, он получил ссылку на страницу о государственных праздниках Израиля на «Википедии». После этого он некоторое время считал, что праздник вполне реальный, пока не выяснил, что эти данные были внесены специально для него.

Перепроверять надо не только показавшиеся излишне «жареными» факты из новостных лент, но и не вполне логичные или неправдоподобные данные в справочных материалах и аналитических статьях, опубликованных в интернете. Да и логичные и правдоподобные данные тоже бывает нелишне проверить. О любом явлении лучше прочитать в нескольких источниках: «Википедия» может быть лишь неплохой отправной точкой, но не истиной в последней инстанции.