Компьютерные развлечения: играть или нет?

Компьютерные развлечения: играть или нет?

Если ты любишь компьютерные игры и проводишь за ними часть своего свободного времени, весьма вероятно, что ты уже сталкивался с осуждением со стороны взрослых. Они недовольны, что ты слишком много времени просиживаешь за игрой, а тебя расстраивает, что родители не понимают твоего увлечения.

Давай попробуем разобраться, кто прав, как можно исправить ситуацию, а также в какие игры стоит играть, а от каких лучше отказаться.

Для начала давай попробуем разобраться в «сортах» игр. Во многом от этого зависит, как следует действовать и вообще стоит ли доказывать свою правоту родителям или правильнее все же уступить.

Строго говоря, наша классификация игр отличается от общепринятой. Ведь мы сортируем игры не по жанрам, а скорее по принципу твоего взаимодействия с ними.

Сюжетные игры

Часто компьютерные игры, имеющие сквозной сюжет, сравнивают с кино, но, на наш взгляд, это не совсем корректно. Мы считаем, что такую игру правильнее сравнить с книгой — в процессе возникает ощущение, схожее с тем, какое испытываешь, когда читаешь интересный роман.

Как в книге ты стремишься прочитать «еще страничку», «еще главку», так и в игре — ты постоянно ставишь себе новый рубеж — «до точки сохранения», «до следующего уровня».

Игровая индустрия ежегодно производит тысячи игр различной продолжительности — чтобы их пройти, может потребоваться от пары часов до нескольких суток непрерывной игры. Многие из них пользуются большой популярностью и имеют целые армии поклонников: Assassin’s Сreed, Dragon Age, «Ведьмак», Tomb Raider, Watch Dogs… Перечислять можно довольно долго. Эти игры могут быть совершенно непохожими по игровой механике, месту и времени действия, уровню насилия и еще по куче параметров. Но объединяет их одно — авторы создали для игроков цельный законченный сюжет (а иногда и сразу несколько).

С точки зрения расширения кругозора такие игры не хуже иной книги и могут выступать в качестве весьма полезного хобби, если (как и в случае с книгами), соблюдать простые правила:

  • обращать внимание на возрастной рейтинг (если он значительно превышает твой возраст, то игру лучше отложить);
  • не засиживаться до глубокой ночи;
  • не тратить на игры время, которое должно быть использовано для выполнения домашнего задания;
  • не жертвовать сном, едой и общением с близкими ради еще нескольких минут игры;
  • помнить о возможных проблемах со зрением и при ощущении дискомфорта прерывать игру.

Если ты любишь именно игры со сложным и длинным сюжетом и стараешься выполнять все предложенные правила, а у родителей все равно есть к тебе претензии, то попробуй объяснить им, чем интересны игры, которые тебе нравятся. Опиши сюжет, сравни с литературными произведениями схожего жанра. Скорее всего, родители беспокоятся именно потому, что не видят смысла в том, на что ты тратишь свое свободное время.

Убийцы времени

Игры этой категории называются «убийцами времени» потому, что они очень хорошо умеют его поглощать. Но, как говорилось у Льюиса Кэрролла, «время очень не любит, когда его убивают». Angry Birds, Plants vs. Zombies, Cut the Rope и прочие бестселлеры этого семейства — идеальное оружие против скуки в ситуации, когда ну совсем нечего больше делать. Например, в очереди к врачу, в метро или в маршрутке. Однако не стоит тратить на них бесценное время дома, во время семейного обеда или на дне рождения друга, когда можно общаться с семьей, друзьями, читать книги, заниматься каким-то другим своим хобби.

У «убийц времени» есть и еще одно вредное свойство — практически в каждой из таких игр доступны покупки. Казалось бы, зачем нужно тратить деньги в игре с однотипными уровнями? Но порой предложение разработчиков может показаться неожиданно привлекательным. Если ты потратишь на подобного рода игру не только кучу времени, но и деньги, то в ближайшем будущем, когда это тебе наконец надоест (а это непременно произойдет!), сожаление будет еще более горьким.

Если конфликты с родителями случаются из-за игр подобного рода, то, возможно, тебе действительно стоит прислушаться к мнению старших и серьезно задуматься.

Бесконечные игры

В игровой индустрии есть термин replayability, который можно перевести как «реиграбельность». У сюжетных игр она достаточно невысока (ну сколько раз можно проходить один и тот же сюжет?). Однако бывают игры, которые создаются исключительно ради этой самой реиграбельности. То есть разработчики надеются, что ты будешь играть снова и снова. К таким, например, можно отнести многие стратегии и слэшеры, в которых карты генерируются автоматически. Или же игры, где развитие событий очень сильно зависит от действий игрока (в какую сторону ты пойдешь, какой вариант диалога выберешь). В результате каждое прохождение становится уникальным, и в них можно играть бесконечное количество раз. К игре можно возвращаться снова и снова с промежутками в несколько месяцев, а иногда и лет.

Если ты любитель именно таких развлечений, то в первую очередь соблюдай те же правила, что касаются и сюжетных игр: от твоего увлечения не должны страдать ни учеба, ни домашние дела, ни общение с близкими, ни здоровье. Если твое хобби является причиной конфликтов дома, поговори с родителями, объясни им свое увлечение и попытайся разобраться, что именно их беспокоит. Однако если родители считают, что ты просиживаешь за игрой слишком долго, то постарайся спокойно оценить, не сжирает ли она больше времени, чем тебе кажется на первый взгляд? Может быть, стоит постараться как-то ограничить себя?

Многопользовательские игры

С точки зрения родителей, да и, честно говоря, с нашей тоже, многопользовательские онлайн-игры любого жанра — самые вредные с точки зрения траты денег, времени, появления зависимости и прочих неприятностей.

Дело в том, что в любом онлайновом мире или сообществе рано или поздно появляется социальный аспект. Ты играешь не один, у тебя появляется гильдия или любой другой коллектив. Это главная опора, которая держит жанр массовых многопользовательских игр. Именно социальные связи удерживают людей в них годами.

Еще одна ловушка — соревновательный аспект. Он заставляет тебя чувствовать ответственность перед своим коллективом и стараться быть не хуже других. А что для этого нужно? Во-первых, мастерство, которое приходит с практикой, а соответственно, с потраченным временем. Во-вторых, игровые предметы не хуже, чем у товарищей. А они зачастую приобретаются за реальные деньги или же добываются за счет десятков часов однообразных действий.

Таким образом, социальный и соревновательный аспекты заставляют игроков не только тратить кучу времени, а иногда и денег в игре, но и возвращаться в нее вновь и вновь, ведь «нельзя же подвести своих».

Важно помнить еще один неприятный аспект, связанный с социализацией в играх, — это «тролли», которые не любят «нубов» (новичков). А именно «нубом» ты неизбежно будешь довольно долго, пока не «прокачаешься». Так что есть риск получить малоприятные сообщения или даже травлю.

Короче говоря, если ты чувствуешь желание играть именно с коллективом, тем более если в игру тебя зазывают друзья, подумай сто раз. Даже взрослым людям многопользовательские миры нередко создают проблемы в семейной жизни и карьере. Если ты «подсядешь», то скандалов с родителями не избежать, да к тому же ты рискуешь получить и проблемы в учебе. А «подсядешь» ты наверняка — разработчики приложат к этому все усилия. Им не очень интересны те, кто играет десяток-другой часов и уходит.