Социальные сети для детей: причины провала

Социальные сети для детей: причины провала

Начиная работу над этим материалом, мы планировали рассказать об интересных и полезных социальных сетях для детей. Первый же подход к снаряду показал, что, похоже, несмотря на понимание необходимости такого рода ресурсов и существование ряда технологий, обеспечивающих комфорт и безопасность детей, попытки создания детской социальной сети практически сошли на нет.

Зачем нужна детская социальная сеть?

По некоторым данным, свыше 20 тысяч детей до 13 лет ежедневно пытаются зарегистрироваться на Facebook. Их стремление попасть сюда вполне объяснимо: общение с друзьями, веселые видео, смешные картинки, свежие новости — на просторах этой социальной сети можно найти все это и не только.

Несложно объяснить и почему взрослые не в восторге от того, что их дети дошкольного и младшего школьного возраста пытаются попасть на Facebook: непригодный для детей контент, комментарии «без купюр», люди, общение с которыми крайне нежелательно для малолетних, — всего этого тут также немало.

Эти размышления в конце 2000-х — начале 2010-х годов навеяли многим идею о детской социальной сети — месте, где дети смогут научиться общению на подобных площадках, при этом не встречая «взрослого» контента.

Обеспечивая безопасность

При разработке социальной сети для детей в первую очередь необходимо учитывать особые требования к безопасности пользователей (ведь именно это самое слабое место взрослой социальной сети). Практически все разработчики таких сетей пытались реализовывать:

  • возможность просмотра родителями информации о присутствии ребенка в социальной сети;
  • возможность контроля общения детей в реальном времени (чтобы свести к минимуму шансы возникновения неприятных ситуаций и травли);
  • премодерацию публикуемых сообщений (чтобы участники не публиковали нежелательный контент);
  • контроль пользователей (чтобы быть уверенным, что участник действительно тот, за кого себя выдает, — ребенок).

Общение под присмотром

При решении первых двух задач разработчики шли более-менее схожими путями. В некоторых сетях родители должны были регистрировать ребенка самостоятельно, в других родителям высылались соответствующие уведомления или запросы на разрешение этого действия.

Причем все общение в таких сетях происходило под чутким контролем модераторов, в число которых входили как представители администрации, так и добровольцы (в основном из числа родителей). За любые нарушения правил сообщества полагались наказания, вплоть до блокировки пользователя.

Методы премодерации

Очевидно, что для того, чтобы не допустить публикацию нежелательного или опасного контента, необходима фильтрация. И самый эффективный ее метод — отсеивание таких материалов еще до публикации. Однако социальная сеть должна оставаться живой, а если пропускать каждое сообщение через штат модераторов, то неизбежны задержки с публикацией.

Поэтому создателям социальных сетей пришлось использовать фильтры, запрещающие отправку сообщений, содержащих нецензурные выражения, угрозы или другие признаки нежелательного контента. Но пользователи детских сетей быстро доказали, что даже в таком сообществе найдутся желающие во что бы то ни стало опубликовать ругательство, и находили методы обхода фильтров при помощи искажения блокируемых слов.

Сейчас сети пришли к новому методу премодерации сообщений: когда ребенок начинает вводить предложение, сеть начинает подсказывать ему варианты продолжения слов. Если ребенок употребляет неизвестные движку слова, то публикация отправляется на обработку модераторам. Таким образом, премодерацию проходят не все сообщения, так что особой задержки при публикации не происходит.

Анонимность или биометрия

Последняя по счету, но тем не менее важнейшая задача, которую предстояло решить разработчикам детских социальных сетей, — защита детей от участников, не являющихся теми, за кого себя выдают. Здесь разработчики пошли разными путями: одни решили реализовать полную анонимность, а другие ввели обязательное подтверждение личности. В итоге они пришли к совершенно разным результатам.

Анонимность

Одними из первых предков детских социальных сетей стали порталы, где при регистрации ребенок создавал не свой профиль, а профиль персонажа, живущего в выдуманном создателями сайта мире. Собственно, такие сети существуют и сейчас. На их просторах придуманные детьми персонажи общаются между собой, играют в разные игры, примеряют наряды и даже живут в домиках. По сути, этот процесс напоминает больше социальную игру, чем общение реальных людей в социальной сети. Одной из самых популярных игр такого рода является Disney Club Penguin.

PenguinRU

Анонимность детей вместе с модерацией и контролем делает такие сети безопасными с точки зрения отсутствия там вредных элементов. Однако основная смысловая нагрузка социальной сети — сохранение связи с друзьями, даже если все прочие контакты по разным причинам утеряны. В подобных играх такая функция теряется. Это скорее развлекательные порталы, на которых не получится создать классную группу для образовательных целей, нельзя поддерживать отношения с бывшими одноклассниками после окончания школы, нет возможности найти друзей из другого города, с которыми дети познакомились в лагере.

Подтверждение личности

Альтернативой полной анонимности стало полное подтверждение личности. Разные социальные сети достигают этого разными путями: регистрацией только по распространяемым через школы приглашениям или «биометрическими» фотографиями, снимаемыми при регистрации с помощью веб-камеры. Такие сети значительно ближе к классическому варианту социальных сетей. Тут ребенок создает свой профиль и может общаться с любыми друзьями, круг которых ограничивают родители.

Исчезновение вида

Большая часть таких социальных сетей появлялась в период с 2005 по 2010 год. Если попытаться найти статьи тех лет о лучших детских сетях, то можно получить массу ссылок на такие сайты. К сожалению, если начать кликать по ссылкам, то окажется, что не многие из них до сих пор живы.

Togetherville.com — детская сеть, вышедшая в публичное бета-тестирование в мае 2010 года. Была очень многообещающим проектом, поскольку предлагала детям всю функциональность взрослой социальной сети, но при этом детский аккаунт привязывался к родительской учетной записи Facebook. В феврале 2011 года она была куплена компанией Disney, но не прожила в общей сложности и двух лет, закрывшись в марте 2012-го.

ss-togetherville

ScuttlePad.com — детская социальная сеть, созданная по подобию Twitter. Участники могли публиковать фотографии, добавлять друзей и делиться статусами, которые модерировались (сеть допускала публикацию только «знакомых» ей незапрещенных слов). Была запущена в августе 2010-го и закрыта в ноябре 2012 года.

Skid-e-Kids — детская социальная сеть, предлагавшая в качестве дополнительного контента не только игры и видео, но и возможность учиться и даже помощь в выполнении домашних заданий. Прожила целых четыре года — с 2009-го по 2013-й.

Таких примеров еще много, разные по содержанию и свойствам проекты, схожие только в одном — все они позиционировались как социальные сети для детей, зародились в период с 2007 по 2011 год лишь для того, чтобы исчезнуть через два – четыре года.

Кто выжил?

Ряд проектов, конечно, остался на плаву: уже упомянутый выше Disney Club Penguin, Webkinz, Fantage, Yoursphere, Fanlala, Kidzworld.com и Edmodo.

kidsworld

Первые три являются описанными выше социальными играми. Такие сайты не просто выжили — они размножились, расплодились и процветают. Только «Клуб пингвинов» в 2013 году отчитывался о 200 млн зарегистрированных аккаунтов. Остальные значительно отстают от лидера, но также хвастаются миллионами и даже десятками миллионов пользователей.

Edmodo — это интересный нишевой проект, представляющий собой социальную сеть для учебы: учитель регистрируется на сайте и может пригласить туда своих учеников. В итоге вокруг учителей образуются сообщества для обсуждения учебных вопросов, получения новой информации или просто для просмотра видеоуроков. Родители также имеют возможность присоединиться к сети и следить за активностью своих детей.

Yoursphere, Fanlala и подобные им проекты по сути напоминают Pinterest для детей — это агрегаторы информации, рассчитанной на детей и подростков.

Kidzworld.com и его аналоги — это сети, насыщенные дополнительным контентом вроде игр и видеоклипов. Таких среди «выживших» меньшинство, и фокус в них сильно смещен от общения в сторону побочных активностей. Надо заметить, что именно это объясняет стойкость этих соцсетей, равно как и социальных игр: такое смещение позволяет не просто предоставлять площадку для общения, а зарабатывать деньги.

Нет денег — нет общения

В чем же причина закрытия большинства детских сетей? Дело в том, что деньги на поддержание социальной сети не могут браться из воздуха, не говоря уже о том, что для поддержки каждого веб-проекта работает команда, труд которой должен оплачиваться.

Эту оплату в полной мере обеспечивают те самые социальные игры. В них разработчики предлагают игрокам (это слово, пожалуй, подходит больше, чем «участники») покупку различных товаров для своих персонажей и учетных записей за игровую валюту. Некоторые игры предлагают возможность приобретения такой валюты за реальные деньги, другие предоставляют расширенные возможности за оплату подписки.

Желание ребенка быть лучше или по крайней мере не хуже, чем друзья, неизбежно будет заставлять его зарабатывать игровую валюту, растрачивая свое драгоценное время или деньги из родительского кошелька.

Остальные сети также предлагают месячную подписку, предоставляющую расширенные возможности, или платные приложения для получения доступа к большему объему контента. Те же из них, которые сохранили функциональность обычных социальных сетей, финансировались за счет размещения рекламы.

При этом проекты, по сути своей представлявшие собой именно «Facebook для детей», оказались непопулярными и, как следствие, неокупаемыми. В результате Facebook по-прежнему остается самой вожделенной сетью, куда хотят попасть дети всех возрастов, а статьи, которые сегодня публикуются по теме взаимоотношений детей и социальных сетей, уже не перечисляют «десятки лучших», а объясняют, почему не так уж и плохо, если ребенок пользуется взрослыми социальными сетями.

Вероятно, оптимальным решением для создания нормальной детской социальной сети была бы «надстройка» над существующими взрослыми сетями, которая позволяла бы пользователям до определенного возраста иметь доступ только к разрешенному контенту и функциям. При этом она должна одновременно «прятать» ребенка от взрослых (разумеется, кроме тех, контакты с которыми родители одобряют). Конечно, такая надстройка не помешает детям завышать свой возраст, но на то и нужны воспитание и контроль со стороны родителей. Однако пока такой площадки, увы, нет.